Фронтовые агитбригады (продолжение). Фронтовые театры

Помимо концертных бригад по всему фронту широко функционировали передвижные театры. Основное отличие заключалось в том, что репертуар театров состоял преимущественно из одноактных пьес. Поначалу это были сокращенные версии классической драматургии и наследия советских авторов; позже стали появляться произведения, написанные специально для показа на фронтах. Всего таких пьес за годы войны было создано более семисот.

Технически фронтовые театры были оснащены лучше бригад, что, впрочем, нередко усложняло условия работы и замедляло передвижение.

Из воспоминаний знаменитого советского сценографа, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева: «Вертикальные стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый сантиметр в кузове машины на счету.

Пришло удачное решение — одеть в свои, соответствующие «костюмы» ящики, в которых перевозили конструкции и весь театральный реквизит. Затянутые апплицированными чехлами, они превращались в беседки, башни, столы и прочее. Аппликацией мы пользовались очень широко. Ведь если просто расписать холст, то от постоянного скатывания краски отслоятся, обсыплются. А аппликации можно сделать и объемными. В «Осаде Лейдена», когда делали средневековые башни, под ткань положили вату и выстегали в форме камней. Потом подрисовали. Получилась иллюзия объемности.

Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место…

Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит, укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас начинается спектакль. Проверять некогда».

В 1942 г. было принято решение о создании 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества (ВТО). Труппы были сформированы из актеров крупнейших театров страны, среди которых Театр им. Евгения Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и другие. Семь фронтовых бригад возникают по инициативе солистов Большого театра — в общей сложности они провели на различных фронтах 1140 концертов.

Фронтовые театры и бригады комплектовались не только из членов действующих коллективов. К работе также привлекались студенты театральных и музыкальных учебных заведений.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *