Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита (V–III тысячелетии до н.э.), что подтверждают многочисленные находки, сделанные во время археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные фигурки, примитивная посуда для приготовления пищи, сосуды для хранения воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.
Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. Еще в древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой и из нее очень удобно лепить разные предметы. Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края.
Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволяли хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю глину начали использовать в быту все чаще, изготавливая из нее сосуды для приготовления и хранения пищи. После изготовления гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.
Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).
Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.
Но невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть – благодаря многим неравнодушным людям этот промысел сохранен и передается нам, подрастающему поколению. И недаром сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной — если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения.
В Центре народной культуры работает гончарная мастерская (мастер Липчанский Дмитрий), в которой проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие занятия дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
По индивидуальным эскизам был закуплен гончарный круг по образу прошлых веков. Для добычи и подготовки рабочего материала (глина) была организованна поездка в Среднюю Ахтубу.
Интересен процесс подготовки глиняной массы:
Высушивание. Необходимо разделить глину на несколько кусков и подсушить. Эта процедура займет немало времени. Но если сравнить с методикой выдерживания глиняной массы, которой пользовались древние китайцы (длительностью от 30 лет), то вообще пустяк!
Затворение. После того как глина высохнет, необходимо ее «затворить» — залить горячей водой так, чтобы на поверхности осталась лишь малая часть материала. Когда глиняная масса набухнет, необходимо вынуть ее из воды и положить на холст или грубую ткань. Она будет готова к следующему этапу, как только скинет лишнюю воду.
Переминание и вылеживание. Глиняную массу несколько раз нужно перемять, при возможности пропустить через сито, а затем положить ее в полиэтиленовый пакет, который после нужно будет упаковать в бочонок и плотно закрыть крышкой. В таком состоянии глина должна оставаться в течение нескольких суток, пока не начались работы с ней. Если не провести этот этап, изделие из глины даст трещины на этапе формовки. Также перед созданием сосуда требуется еще несколько раз перемять материал, чтобы освободить его от образовавшегося воздуха. При нагревании он расширяется сильнее, чем глина, поэтому изделие с пузырьками воздуха может разорваться при обжиге.
В художественной мастерской Центра народной культуры не придется тратить много времени на подготовку глины — достаточно будет немного перемять ее перед работой. А предыдущие этапы заранее выполняют наши мастера.
Глина — это удивительный материал, который греет руки и душу. В керамике сильна традиция, она очень интересна и как современное новаторское искусство. Возможности глины безграничны. Если вы хотите попробовать что-то новое, то вам определенно стоит посетить гончарную мастерскую. Здесь вы сможете проникнуться умиротворяющей атмосферой, приобрести новое хобби и создать изделие, не имеющее копий.
Центр народной культуры приглашает всех желающих на мастер классы «Гончарное ремесло», которые проходят в художественной мастерской по адресу: ул. Волгоградская, 79. Обучаются разные возрастные группы. Проводится как разовое, так и курсовое обучение. Телефоны для справок 8-917-174-76-46, 5-27-24.
Приходите, и мы научим вас всем основам мастерства и обеспечим необходимыми материалами и инструментами!