Продолжение творческого проекта «Традиционные ремесла». Рубрика «Ткачество»

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. Это один из древнейших видов традиционных ремёсел, которое оказало существенное влияние на формирование человечества и его культурный код. Различные технические приёмы ткачества, использование разнообразных материалов, орнаментов и узоров легли в основу самобытности народов. Тканые изделия – важнейшая часть традиционно–бытовой культуры. Сегодня с развитием промышленности, глобализации и универсализации одежды и предметов интерьера из повседневной жизни общества не должны исчезнуть проявления уникальной народной культуры.

История и технология ручного ткачества

Ручное ткачество рождалось в глубине народной жизни. Являясь неотъемлемой частью повседневного быта, годами аккумулируя и преемственно развивая традиции народного творчества, ручное ткачество плотно вплелось в общую ткань культуры нашего народа.

«Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни крестьянской семьи. В крестьянских хозяйствах производили половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, простые ткани для одежды, пояса и пр. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Для тканья поясов и тесьмы применяли простейшие инструменты – бёрдышки и дощечки.

Ткачество в большинстве крестьянских семей на Руси считалось обязательным женским занятием, которому девочку обучали с детства. Прозвище «не ткачиха» считалось обидным, ведь каждая девушка должна была приготовить себе приданое – все многообразие домотканых элементов быта и одежды. Женщины достигали высокого уровня ткацкого мастерства, которое бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Существует различные технологии ручного ткачества. Широко распространен был вид ткачества на дощечках, который появился исторически задолго до ткацкого станка.  Таким образом ткались, например, пояса – декоративные и обрядовые – без которых был немыслим русский народный костюм. Дощечки – это приспособления для ручного ткачества в виде пластинок из различных материалов (глины, металла, кости, дерева) с отверстиями по краям. В отверстия дощечек в определённой последовательности и положении пропускались нити основы. Один конец основы привязывался к неподвижному предмету, другой – к поясу ткачихи. При повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице менялся зев, в который каждый раз прокладывалась уточная нить. Для тканья применялось обычно чётное количество дощечек, при этом от количества дощечек зависела ширина пояса (чем больше дощечек, тем шире пояс). Количество дощечек могло доходить до 8-12 штук. Сотканные таким образом пояса имели двусторонний рисунок. В этнографических поясах основой чаще всего служила шерстяная пряжа, утком – льняная нить.

Бранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.

Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

В наши дни в ткачестве можно встретить и народные стили, и совершенно современные направления. Виды ткачества отличаются прежде всего тем, каким  инструментом владеет мастерица. Самый простой вид ткачества — это полотняное переплетение, которое позволяет в зависимости от инструмента создавать самые разнообразные изделия. Разные техники дают немного разные результаты в рисунке, но все они создают простую или узорчатую тесьму различной  ширины, а при использовании более толстой пряжи — узорные пояса. Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, полноправно существовать в системе художественной культуры ХХI века.

Познавая традиции ручного ткачества, мы восстанавливаем генетическую память народа и решаем вопросы национальной самоидентификации, сохраняя свой культурный код.

Светлана Ткачёва — мастер ткачества на бёрдо постоянно осваивает всё новые техники древнего ремесла и делится с ахтубинцами ходом работы. На занятия к Светлане приходят и взрослые, и дети.
В фольклорной студии «Утица» для желающих всегда заправлены бёрдышки, чтобы плести пояса, ремни для сумок, брелоки и тесёмки. В этностудии «СЕРАФИМА» живут большой и малый ткацкие станки, на них Светлана изготавливает более сложные изделия — коврики, декоративные подушки, тканные дорожки на стол.
Здесь же в этностудии «СЕРАФИМА» можно увидеть готовые работы мастера.
В планах — создание ткацкой мастерской, где можно было бы реализовывать все задумки и популяризировать это уникальное ремесло. Среди последних крупных проектов — изготовление вышитой карты Ахтубинского района. Тонкие тесёмки с изящным узором в цвет герба Ахтубинского района, выполнены тончайшими нитями вручную на бёрдо.

Мастер по ткачеству на бердо этностудии «Серафима» Светлана Ткачева рассказывает: «Это был очень интересный опыт. Впервые мы в одной работе совместили несколько народных ремесел – и валяние, и ткачество, и вышивку. Изготовленное полотно станет одной из частей крупного проекта регионального уровня, где будут соединены все районы Астраханской области, все разнообразие народов и традиций, населяющих наш регион. Для меня, как для мастера, очень ценно стать частью такой большой работы».

Центр народной культуры приглашает всех желающих на мастер классы «Ткачество на бёрдо», которые проходят в художественной мастерской по адресу: ул. Волгоградская, 79. Обучаются разные возрастные группы. Проводится как разовое, так и курсовое обучение. Телефоны для справок 8-962-753-29-50, 5-27-24.

Приходите, и мы научим вас всем основам мастерства и обеспечим необходимыми материалами и инструментами!

  1. Большой станок
  2. Малый станок
  3. Бёрдышки
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.